Как воспитывать солдат

Меры воспитания солдат в процессе обучения

В ходе воспитания и постоянного приобщения к воинской дисциплине возникают несколько вопросов. Первый — своевременное и неотложное наказание, второй — воздействие на упрямых солдат и третий — сохранение серьезного настроя, высокого уровня концентрации вне зависимости от ситуации. Что касается наказаний, тут один из главных аспектов — неизбежность наказания, ведь недаром говорят, что закон силен тогда, когда он неотвратим, а не когда он страшен своей формулировкой.

Наверное, страх наказания — главный фактор, удерживающий человека от ряда умышленных нарушений, а постоянное осознание человеком всевозможных принятых мер стимулирует работу мозга так, чтобы минимизировать случайные правонарушения. Именно поэтому я на первых порах примерно процентов 60-70 времени и сил трачу на воздействие на солдат.

Меры воспитания солдат в процессе обучения

Не пойму на самом деле, как и что даже тут писать, потому что отдельных событий выделить просто нельзя, ведь это все единый процесс, протекающий изо дня в день. Думаю, имеет смысл что-то перечислить просто.

Гражданская привычка — паразит, точнее — их ряд целый будет. Держит руки в карманах — нарушение требований Устава ВС РФ –> зашивает карман. Зашил карман, но не доложил — идет и учит статью о порядке доклада о выполнении поставленной задачи. Наводит порядок, на промежуточной стадии по команде не доложил — шагом марш заново: задача не выполнена, раз не доложил о ее выполнении. Встал на утренний осмотр не бритый, говорит, что времени не хватило — идет берет бритву, остальные ждут в упоре лежа. Общаешься с солдатом, он встал вразвалочку после неоднократных напоминаний — тут же на повышенных тонах отъезжаешь на него. …Нет, похоже, я не опишу этого. Это все равно что пытаться в ходе фильма описывать каждый сменяющийся кадр. Не реально. Если далее в процессе будет необходимость, я обязательно буду пояснять.

С коллективным воспитанием чуть иная ситуация — методы более масштабные. Разумеется, стандартные тренажи личного состава через физическую работу. Молча стоять не могут — пожалуйста, упор лежа и поехали, посмотрим, как всем будет хотеться болтать. Общее знание статей Устава не удовлетворительное — вместо выдачи телефонов все строятся и хором зубрят. Во время движения строем никак не могут привыкнуть солдаты ходить с закрытыми ртами — приходится сменить походный шаг на гусиный. Так же строем, так же под счет, но чуть сложнее. Кстати, наказание путем повышения трудности при выполнении какой-либо задачи — один из самых действенных способов. Просто в таком случае солдат понимает, что ситуация может потребовать куда больших затрат, и начинает активизироваться. Например, как-то после команды «отбой» я услышал разговоры, предупредил, а затем поднял их и устроил тренировку «отбой-подъем». После семикратных повторений опять отправились спать, но тут нашелся некто, не усваивающий уроков, и умудрился аж вылезти из кровати. Пришлось поднимать всех, но уже не в трусах, а надевая все, кроме бушлатов. И раз спать сразу не хотят, что такое тишина не понимают, то будут стоять по команде «смирно» 10 минут. Хоть малейшее шевеление или звук — заново. Время сна идет их.

Но главная трудность — в принятии мер к солдатам, избравшим путь пререканий и попыток специально не выполнять требования, приказы и команды. В противостоянии с ними приходится плыть против течения, и сложность не только в том, чтобы принять такие меры, которые бы сработали, а это еще и психологическая битва. Военнослужащие данного типа автоматически считают тебя врагом и негодяем, всячески подбивают к такой точке зрения остальных. Начинает рождаться самая настоящая агрессия, порой даже и не скрываемая. Если ранее они были настроены просто против подчинения и стремились сделать по-своему, то теперь уже весь негатив направлен на меня и я становлюсь настоящим врагом и источником рождения злости.

В силу того, что работы с пополнением — непочатый край, я решил почти что полностью отказаться от каких-то послаблений коллективу. Вроде в один момент хочется несколько сбавить свое давление, например, в личное время отшутиться с солдатами или пойти на какие-то уступки, но я сразу себя одергиваю, что хода в обратную сторону в виде улучшения качества службы от всех в целом не будет. Они только начнут наглеть. Как-то у меня в голове, взможно, от работы со старшим лейтенантом Пантелеевым еще со времён Аннино и от накопленного опыта внедрился принцип «не верь солдату». Он считает, что понял, научился — не верь, иначе будет сбой. Заставляй его еще и еще, и так везде и с каждым. И избрание такого подхода в совокупности с постоянными наказаниями провоцирует весь коллектив на холодное отношение к тебе. Точнее даже на формирование мнения, что я перекрытый, не нормальный, что у меня тупо нет друзей, а в Аннино постоянно мучали.

Но, как известно, добавляя в одном, теряешь в другом. И у меня есть ощущение, что я теряю в обучении. Не разобрался сам пока, но мне не нравится, как оно идет. Вероятно, я так сфокусирован на применении мер к солдатам, что из-за этого обучение выглядит очень отрывистым или каким-то раздробленным.

Идея нашего пункта приема пополнения такова, что за очень короткий срок необходимо людям передать большое количество навыков. А характерная особенность армии в виде угождения сразу же десяткам требований вносит настоящий сумбур. Начинаешь проводить теоретическое занятие по огневой подготовке — вдруг появляется необходимость выдернуть личный состав на какую-то лекцию по борьбе с наркотиками. Построишь всех отработать простейшие строевые приемы — ситуация меняется и прям сейчас надо всем выдавать бытовые расходные материалы. Когда я в такой обстановке был в роли солдата, то она меня учила моментально перестраиваться, а когда нужно руководить, командовать — то этот хаос лишь идет во вред. А поскольку у меня опыта командования нет, я бы и в спокойных условиях что-то упускал, то на данный момент я то и дело теряюсь, обнаруживая одну недоработку за другой.

Еще я замечаю, что очень наивно ожидал хорошей успеваемости и адаптивности солдат. Там, где я считал, что усвоение тех или иных знаний или приемов не окажется проблемным, на деле это превращается в камень преткновения. Неужели я был слишком оптимистично настроен?

Понравилась статья - сохрани в свою социальную сеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *